Асфальт выбирают для укладки дорог из-за того, что он считается универсальным химически устойчивым материалом. Он быстро адаптируется к любому климату и не нуждается в дополнительном укреплении. Независимо от разновидности используемого материала, полученная смесь состоит из углеродов. Ее получают при перемешивании нагретых компонентов в определенных пропорциях.
О ЧЁМ СТАТЬЯ?
Свойства
Качество материала определяют, основываясь на свойствах бетона. От этого зависит эксплуатационный срок и надежность смеси. Перечислим его основные характеристики:
- Высокие показатели надежности и прочности. Благодаря этому покрытие долго противостоит механическому воздействию без видимых дефектов.
- При соблюдении техники укладки обеспечивается ровная поверхность, поэтому снижается уровень шума во время движения.
- Устойчивость к температурным перепадам и негативным внешним факторам.
- Высокие характеристики по эксплуатации. Покрытие из асфальта легко мыть, ремонтировать, демонтировать.
- Шероховатая поверхность, которая увеличивает сцепление колес с поверхностью и гарантирует безопасное передвижение. Также на нее легко наносить разметку и обеспечивать ее сохранность.
- Короткий срок монтажа позволяет использовать асфальт почти сразу после укладки, хотя большинство остальных покрытий приобретают свою прочность за 3–4 недели.
- Низкая себестоимость материала и минимальные расходы на оплату труда по его укладке.
- Механизация процессов, благодаря которому за короткий срок выполняется значительный объем работ.
Благодаря своим свойствам асфальт не имеет конкурентов среди остальных строительных материалов. Если для использования в некоммерческих целях еще можно найти альтернативу, то в дорожном строительстве другого варианта уже нет.
Используемые материалы
Для производства смеси используют битум, песок, щебень, гравий, минеральный порошок. Состав определяют специалисты с учетом технических характеристик и выдвигаемых к участку нормативов. Обо всех составляющих мы расскажем далее.
Щебень
В таких смесях основным наполнителем выступает щебень, который получают при переработке горных пород, плотные шлаки или гравий. Эта основа снижает ползучесть материала, поскольку вяжущее вещество плотно соединяется с заполнителем.
Для асфальта используют кубический щебень, в котором содержится минимум зерен плоской фактуры. Материал продают зернами, размер которых не превышает 40 мм. Качество щебня определяют только во время испытаний.
Песок
Используется не только природный материал, но и отсев дробления щебня. Обычно для смеси берут песок крупной и мелкой зернистости, поскольку иначе повысится пористость асфальта. Речной песок для производства дорог не подходит.
Существует несколько модулей крупности этого материала. Для асфальта используют только средне- и крупнозернистые элементы. Мелкие подходят только при обогащении остальными включениями. Шероховатость асфальта обеспечивается благодаря высокопрочному щебню и природному песку.
Минеральный порошок
Его производят при дроблении или во время помола шлаков, известняков, доломитов. Минеральный порошок в смеси выступает связующим элементом, который влияет на прочность, плотность и устойчивость к перепадам температур.
Битум
Это вещество является продуктом переработки нефти, вместе со структурирующим порошком битум образует вяжущее соединение. Песок и щебень благодаря этому скрепляются, а также жидкость заполняет пустые участки, обеспечивая устойчивость к влаге и прочность. Виды битума подбирают в зависимости от климатических условий и планируемого дорожного покрытия.
Изготовление асфальта
Во время производства асфальта основном проблемой считается транспортировка покрытия в разогретом состоянии до требуемого участка. После остывания смесь тяжелее утрамбовывать, из-за чего снижаются показатели прочности.
Подготовка материала
Комплектующие просушивают, а затем просеивают. Щебень, горные породы и песок транспортируют на завод влажными, в таком состоянии их использовать запрещено. Попадание влаги приведет к разбрызгиванию горячей смеси и снижению прочности. Поэтому все материалы просушивают при температуре в 160°C. Щебень измельчают в дробилке, а затем фракционируют. При необходимости используется повторная просушка.
Смешивание
На конвейер высыпают песок и щебень, а затем перевозят их в бункер. Битум и наполнитель добавляют после образования однородной массы. В это время температуру смеси поддерживают на 170°C. После получения требуемой консистенции смесь переливают в бункер, там она хранится до 4 дней.
Доставка
Для транспортировки используется автотранспорт, обычно берут самосвалы, у которых кузов устойчив к горячей асфальтированной смеси. Машины с термосберегающими контейнерами используются только при транспортировке на большие дистанции, они сохраняют все свойства материала на протяжении 2 дней.
Самостоятельное изготовление смеси
Для прокладывания садовой дорожки или других целей, которые не требуют большого количества материалов, используют смесь из песка, битумной смолы и щебня. Чтобы самостоятельно приготовить асфальт, потребуются инструменты для его перемешивания, подходящая емкость и очаг с огнем.
В большую тару засыпают песок и щебень (1:2), а затем подогревают ее. В это время отдельно варится битум, для эластичности в него добавляют шампунь. Затем все смешивают в большой емкости. Если это тяжело делать, то добавляют воду, она все равно испарится во время варки. Горячий асфальт выливают в яму и сразу разравнивают.
В промышленных масштабах состав смеси подбирают таким образом, чтобы в итоге получился продукт высокой плотности. После расчетов выполняются лабораторные исследования, во время которых проверяется пористость и технические показатели асфальта. Испытания выполняют до тех пор, пока смесь не будет соответствовать всем параметрам. Поэтому не стоит надеяться, что во время самостоятельного изготовления удастся добиться таких результатов.